Способ жизни – театр

Риторический вопрос, сформулированный “неистовым” Виссарионом Белинским, звучал в сердцах театралов задолго до него и, надеюсь, будет актуален до тех пор, пока жив сам предмет этого вопроса – Театр. Именно он и сладко-мучительная актерская профессия стали героями пьесы Франсуазы Саган “Заноза”, премьера которой состоялась в самом «миниатюрном» киевском театре “Сузір’я”.
Немногочисленная публика – в зале всего 21 место – поеживалась от предвкушения в погружение в несколько слезливый сагановский мелодраматизм. Поэтому залу вначале было не до смеха – сказывался серьезный настрой и глубокое знание первоисточника. Первые осторожные улыбки были удивительны и как бы неуместны даже для самих зрителей, но артисты были столь заразительны, что зал с удовольствием включился в общую игру.
В основе своей “Заноза” – современная интерпретация известного романса “Нищая”, поющего о злой судьбе некогда блестящей актрисы, любимицы публики, которую провиденье толкнуло в лапы жестокой болезни и она, всеми забытая, неузнаваемая просит подаяния на паперти. В пьесе же Саган героиня (ее, тактично исследуя нюансы актерской психики, великолепно играет Ирина Калашникова), почти прикованная к постели в дешевом пансионате, вдохновляет себя на жизнь пребывая постоянно в выдуманном мире актерских грез. Этот осознанный уход от действительности раздражает ее бывшего любовника (Сергей Мельник), который вскоре просто бросит ее на произвол судьбы, но вдохновляет на человечность увальня-коридорного, увидевшего в несчастной Актрисе свою мечту о другой жизни. Для пущей стимуляции работы слезных желез контрапунктом пьесы является разыгрывание героями сцен из “Дамы с камелиями”.
Режиссер-постановщик спектакля Игорь Славинский, который в прошлом году уже сделал очень удачную работу с Ириной Калашниковой и Сергеем Мельником – спектакль по песням Окуджавы “В барабанном переулке”, – нашел, на мой взгляд, удачный маневр от безысходности слез к жизнеутверждающей улыбке. Хоть и горькой порой. При полной сохранности авторской сюжетной линии и текста пьесы, он заменил контрапункт – в “Занозе” Славинского актеры разыгрывают сцены не из мелодрамы Дюма-сына, а из шекспировского “Отелло”. И накал страстей другой, и система взаимоотношений внутри спектакля неуловимо изменилась.
Актеры обживают крохотное пространство сцены-постели (декорации Александра Мельникова) самозабвенно, их пластика (хореограф Елена Даньшина) органично выверена и является грамотным клавиром для голосовых соло. А очаровательные костюмы хоть и сделаны буквально из ничего, по словам их автора Надежды Кудрявцевой, придают неповторимую характерность и героине – Элизабет Мадран, и жестко-реалистичному Жану, и славному своей наивной преданностью мечте, доброму Люсьену.
Театр “Сузір’я” во главе со своим неизменным руководителем, народным артистом Украины Алексеем Кужельным, кроме прочего, отличается от других своей неизменной готовностью к эксперименту, и готовность эта вознаграждается, как правило, успехом. Новый спектакль тому яркое подтверждение.
14/04/2001
”Зеркало недели” № 15 (339) Светлана Агрест